Интервью
с Казуо Чиба Сэнсэем (Kazuo Chiba Sensei)Из журнала
"Fighting Arts International" (№ 70).
Интервьюер - Артур Локйиар.
Сэнсэй расскажите, пожалуйста, как вы пришли к изучению Айкидо?
Я с самого
детства очень любил Воинские Искусства и еще в раннем возрасте решил серьезно
заняться по крайней мере одним из них. Я начал с Дзюдо, которое изучал в
течение 4х лет. Затем я перешел в Карате.
Насколько мне известно, вы занимались в центральном Додзе Сетокан:
какое там было обучение?
О, мне там очень нравилось, занятия проводились в очень строгом и суровом духе. Главным Инструктором был Накаяма Сэнсэй, но я несколько раз видел Мастера, Фунакоси Гичина. Я вступил в Японскую Ассоциацию Карате примерно за год до смерти Мастера Фунакоси. Я помню, что его уход из жизни был отмечен большой официальной церемонией.
Занимался ли с вами в то время кто-либо из нынешних мастеров Сетокан?
Да: Нишияма Сэнсэй, Оказаки Сэнсэй и Каназава Сэнсэй. У Каназавы Сэнсэя тогда был 1 Кю, или 1 Дан, не помню точно. Асано Сэнсэй и Касэ Сэнсэй тогда имели 3 Кю.
А как получилось, что вы перешли в Айкидо?
Когда у меня был 1 Кю в Дзюдо, я участвовал в соревновании, и мне выпал поединок со старшим учеником из моего Додзе, у которого, кажется, был второй Дан. Я победил его, а после соревнований он подошел ко мне и сказал: "Ты победил меня в Дзюдо, но у меня еще осталось Кендо." И он бросил мне вызов. Мы вышли наружу. Он дал мне боккен, а сам взял синай. И тут вдруг оказалось, что я не могу до него даже дотронуться... ни разу! Он одержал убедительную победу, а я вышел из поединка черно-синим от кровоподтеков. Вот этот случай и привел меня к глубоким размышлениям о значении Будо. Я хотел владеть Воинским Искусством, которое было бы эффективным в любой ситуации, независимо от того, вооружен противник, или нет. В конце концов я решил стать учеником Мастера Уэсибы - Основателя Айкидо. Я отправился прямо в Хомбу Додзе, но у меня не было рекомендательного письма, наличие которого было в то время обязательным требованием. Я прибыл в Хомбу и попросил аудиенции с О Сэнсэем (Мастером Уэсиба). Мне сказали, что его нет на месте, и, что я должен уйти. Но я был настолько полон решимости стать учеником О Сэнсэя, что решил ждать его возвращения. Поэтому я сел в саду Додзе и стал ждать. В конце третьего дня вернулся О Сэнсэй, и ему сказали, что какой-то сумасшедший мальчишка хотел его увидеть и ждет на улице. О Сэнсэй сказал, чтобы меня впустили. Меня подвели к порогу его комнаты и велели подождать. Когда открылась дверь я увидел Мастера Уэсибу. Наши глаза впервые встретились: это мгновение я никогда не забуду! Я не знал, что мне следует делать, поэтому поклонился так глубоко как только мог. О Сэнсэй сказал мне: "Занятия боевыми искусствами очень трудны, выдержишь ли ты?" Я просто сказал: "Да, Сэнсэй." Вот так меня и принял в учи-деши Мастер Уэсиба.
Вы сразу же приступили к занятиям?
Нет, тренироваться
сразу мне не разрешили. Я должен был убирать Додзе и все остальные комнаты
в Хомбу, мыть посуду, ходить за покупками, заниматься многими другими повседневными
делами и присматривать за семьей Мастера. Кроме того, я должен был работать
в поле. В конце концов, мне разрешили наблюдать за занятиями, а спустя некоторое
время и участвовать в них. Вначале мне никто ничего не объяснял, и я был
вынужден соображать сам. К счастью, я уже мог делать укеми (страховку),
поэтому со мной все было в порядке. Я
решил стараться изо всех сил, чтобы быть хорошим учи-деши для О Сэнсэя и
научиться у него как можно большему. Это было лучшее время моей жизни! Я
помню, что у О Сэнсэя был очень впечатляющий внешний вид.., и рядом с ним
всегда была совершенно особая атмосфера. Его осанка, манера поведения -
как он сидел, ходил, двигался - все было прекрасным. И я никогда не видел
"слабых мест" у О Сэнсэя... никогда. Его глаза были практически
золотого цвета, а не черного как у большинства японцев.
Должно быть период вашего ученичества был очень суровым...
Да, это
была постоянная борьба. Каждый день мы вставали очень рано, чтобы работать
и заниматься, и очень часто я не ложился до глубокой ночи, ожидая пока со
своей работы в офисе не вернется Вака Сэнсэй (сын О Сэнсэя, Киссомару).
Моя жизнь была настолько напряженной и насыщенной, что я часто был близок
к нервному срыву. Я видел странные вещи: каждую ночь ко мне приходило привидение.
Я не знаю было ли оно мужского или женского пола. Тогда я не понимал насколько
я был близок к тому, чтобы сломаться, но сейчас, конечно, это
очевидно. Так вот, оно приходило ко мне каждую ночь до того как я успевал
заснуть, и это было действительно очень страшно. Я мог чувствовать его присутствие.
Затем на меня как будто наваливалось громадное давление и я не мог даже
шелохнуться. Потом я решил эту проблему. Я стал брать в постель свой боккен
и как только я
чувствовал присутствие призрака, я крепко сжимал свой боккен... и страх
исчезал. Я думаю это был результат крайнего изнурения...
Много лет назад вы рассказывали мне о вашей первой встрече с Тамура Сэнсэем, не могли бы вы повторить этот рассказ для читателей?
Однажды, после занятия несколько учеников боролись на татами по правилам рандори в Дзюдо. Я стоял в коридоре, наблюдая за ними, и один из них пригласил меня присоединиться, что я и сделал. Я был удивлен насколько слабы они оказались и несколько раз подряд бросил обладателя 3го дана Дзюдо и Айкидо. Тогда мастер, Тамура Сэнсэй позвал меня и пригласил попрактиковаться с ним. Затем бам!, Тамура Сэнсэй сильно ударил меня в живот. Меня это многому научило - постоянной готовности, дистанции и осанке. Я думаю, что Тамура Сэнсэй один из лучших учеников О Сэнсэя. В прошлом я очень многое у него перенял.
Может вы хотели бы рассказать еще о ком-нибудь... может о Сайто Сэнсэе?
Да, он великий Мастер. Во время каждого его приезда в США я приглашаю его преподавать в моем Додзе. Сайто Сэнсэй был особый ученик О Сэнсэя. Он остался с ним после войны, чтобы за ним ухаживать и заниматься фермой Ивама Додзе. Я видел какую ответственность он нес на себе, и могу сказать, что никто бы не справился с этим лучше Сайто Сэнсэя. Я очень благодарен ему за его работу.
А что вы можете сказать о Дошу... наследнике О Сэнсэя?
Киссомару Уэсиба Сэнсэй нес основную ответственность за мое обучение. К тому времени О Сэнсэй уже жил на горных склонах в Ивама и только изредка приезжал в Хомбу Додзе. Рост и развитие современного Айкидо после войны прямое следствие тяжелой работы Дошу. У него очень красивое Айкидо.
А как насчет Мастера Коичи Тохея, из Общества Ки?
Да, Тохэй
Сэнсэй очень хорош. Он маленький, но очень могучий. Я однажды видел как
он принял вызов борца.
Борца сумо или западного стиля? Западных борцов. Это были два брата-немца,
кажется из Аргентины, и просто гигантских размеров! Они должны были пригнуться,
чтобы не удариться головой, проходя через порог Хомбу. Это был единственный
раз, когда О Сэнсэй принял вызов, брошенный Хомбу. Эти люди путешествовали
по миру с группой телеоператоров и бросали вызов различным мастерам Боевых
Искусств. Они были в Кодокане (центре
Дзюдо), но дзюдоисты не смогли с ними справиться. Тогда они бросили вызов
Айкидо Хомбу. Когда они прибыли, я встретил их и провел внутрь. Там уже
сидели О Сэнсэй, Киссомару Сэнсэй и Тохэй Сэнсэй, который тогда был Главным
Инструктором Объединения Айкидо. О Сэнсэй велел Тохэю быть первым, потому
что тот был так силен. Борец принял низкую стойку, держа перед собой руки
и долгое время кружил вокруг Тохэя Сэнсэя. Тохэй Сэнсэй был очень расслаблен,
следовал за движением противника и в результате запер того в угол. Как только
борец двинулся, Тохэй прыгнул на него, провел бросок и стукнул головой о
пол. Затем Тохэй Сэнсэй пригвоздил его к полу тегатаной (рука-меч), которая,
как вы, наверное, знаете, очень сильна. Этот парень не мог даже двинуться,
а его брат не захотел биться с Тохэем, и на этом все закончилось. Как оказалось,
дзюдоисты Кодокана надоумили их не пытаться сразу схватить Мастера Айкидо.
Поэтому он и ходил кругами вокруг Тохэя Сэнсэя так долго.
Поскольку мы заговорили о поединках, не могли бы вы рассказать о вашей конфронтации с Мистером Вангом, мастером Тай Цзы из Китая?
А откуда вы об этом знаете?Наверное, от мистера Кутье?
Если можно я не буду говорить...
(Смеется).
Ну, ладно. Я присутствовал на большой демонстрации Боевых Искусств в Токио
в начале 60х годов, и Мр. Ванг показывал Тай Цзы Цюань. Он был родом из
Тайваня и очень крупного телосложения. Позже он стал довольно известен в
Японии. В конце своего выступления он выстроил перед собой нескольких каратек,
каждый из которых ударил его в живот. На него это никак не подействовало.
Но на меня это не произвело впечатления. Я бы сделал что-то в этом роде
(обозначает удар ногой в пах и удар кулаком в лицо). Два моих частных ученика
также занимались Тай Цзы у Мр. Ванга и были под большим впечатлением от
него. Они пригласили меня прийти и встретиться с ним. Я согласился и пошел
посмотреть занятие. В Додзе мои студенты представили нас друг другу, и он
вежливо попросил меня показать немного Айкидо. Хотя его слова звучали тепло
это был вызов! Мы
встали друг против друга и мастер Ванг принял позицию похожую на стойку
в Сумо, вытянув перед собой руки. Я стоял и ждал бреши в его обороне. Это
длилось несколько минут, затем он двинулся вперед, чтобы толкнуть меня.
Я встретил его, ушел используя тай сабаки, и захватил его запястье в Коте
Гаеши... раздался громкий хруст. Хотя я сильно провел Котэ Гаеши и травмировал
его, он не упал. Мастер Ванг отдернул свое запястье и немедленно атаковал.
На это раз он толкнул меня обоими руками в живот и перебросил меня через
довольно большое расстояние в противоположный конец зала. Я приземлился,
но не упал. Это был удивительный бросок. Потом наши ученики встали между
нами и на этом все закончилось.
А как получилось, что вас послали в Англию?
В 1964
году, когда в Токио проводились Олимпийские Игры, знаменитый мастер Дзюдо
Кенширо Абе Сэнсэй пришел в Хомбу засвидетельствовать почтение О Сэнсэю.
Он попросил О Сэнсэя послать молодого и
энергичного инструктора в Англию, чтобы развивать Айкидо при Британском
Совете Дзюдо. Вообще-то, я должен был ехать в Нью Йорк помогать Ямада Сэнсэю,
но О Сэнсэй решил послать меня в Англию.
Сэнсэй, насколько мне известно, во время вашего путешествия произошел небольшой инцидент?
Да. Когда корабль пересекал экватор, на корабле была вечеринка и меня попросили провести показательное выступление. Я согласился, хотя на корабле не было никого с опытом занятий Айкидо, чтобы быть моим партнером. Один из членов экипажа корабля вызвался помочь мне, но прямо во время демонстрации напал на меня с ножом. В Хомбу Додзе, при работе с ножом, мы делали прямую атаку с использованием танто Но этот парень, находясь в низкой стойке, обходил меня по кругу и перебрасывал нож из руки в руку. Мне было не легко, потому что когда он наконец напал, я не знал в какой руке он держал оружие. Когда он напал я сделал гедан барай (нижний блок в наружном направлении) двумя руками и отразил атаку. Однако кончик ножа проткнул мой оби (пояс) и чуть задел кожу. После гедан барай я провел контратаку и сломал ему руку.
Каким приемом?
Кажется, катекатаме.Блокирующие техники вроде гедан барай необычны для Айкидо. Обычно для отражения атаки используется тегатана.
Да, но я думаю, что при необходимости надо уметь провести сильный блок.
Вы помните вашу последнюю встречу с О Сэнсэем перед отъездом в Англию?
Я с братом
поехал на такси в Хомбу Додзе прежде чем сесть на корабль. Мы потеряли очень
много времени из-за ужасного дорожного движения в Токио, и я сильно опоздав
прибыл в Хомбу. Это было очень плохо, потому что учи-деши должны быть всегда
готовы принять и встретить своего учителя. Тем не менее, когда я прибыл
О Сэнсэй ждал меня и сказал, как он рад, что я пришел попрощаться. Учитель
налил мне чай, сказал, что я хорошо заботился о нем все эти годы и пожелал
мне удачи. Он также сказал, что я не должен беспокоиться о нем, ведь
он доживет до 126 лет.
О Сэнсэй сказал это в шутку?
Нет, он
был очень серьезен. Но он этим образом дал мне дзэнский коан, который я
понимаю только сейчас.
Сэнсэй,
в 1976 году вы вернулись в Японию. Кстати, я был последний ученик, которого вы аттестовали на первый дан перед отъездом...
Да, вот поэтому то я и поехал домой (Смеется). Как обстояли дела в Хомбу к вашему приезду?
Ну, уровень Айкидо был, конечно, отличным, однако вообще в Японии изменилось слишком многое, что мне не понравилось. В Хомбу Додзе мне поручили работу Международного Секретаря, которая была мне не по душе. Весь день приходилось заниматься бумажной работой, а для занятий времени не было, что для меня было совсем плохо. Я ведь не клерк. Поэтому я уехал из Токио и переехал в деревню. Некоторое время я занимался сельским хозяйством и практиковал дзадзэн. Позже я получил приглашение переехать в Сан Диего от Федерации Айкидо Соединенных Штатов.
Можно попросить вас рассказать о ваших занятиях Иайдо?
Я очень люблю Иайдо. Мне очень нравится работать с катаной, и я чувствую свою близость с мечом. Я практикую Мусо Синден Рю, которое было основано Накаяма Хакудо Сэнсэем в начале этого века. У О Сэнсэя всегда были очень хорошие отношения с Хакудо. Его студенты занимались в Кобукане.
Так ведь называлось Хомбу Додзе...
Да, верно. То есть, существовал хороший обмен студентами. Вообще то, старший ученик Хакудо Сэнсэя был женат на дочери О Сэнсэя. Одно время он был чемпионом Японии по Кендо. Мне очень нравится постоянная концентрация в занятиях Иайдо, это почти Дзэн в движении. Это, конечно, очень способствует развитию заншина. В моем Додзе я всегда объединяю Дзадзэн и Иай. К примеру, 20 минут медитации сидя, а затем 10 минут Иайдо, а потом опять Дзадзэн.
Мне рассказывали, что у вас в Додзе во время Дзадзэн играет музыка... это правда?
Ну, не всегда. Мой учитель Дзэн иногда ставил Баха или Бетховена, и мы медитировали. Это очень приятно. Так можно довольно глубоко уйти в медитацию, но, конечно, в зависимости от типа музыки: я, например, не думаю, что джаз для этого подойдет. Мое Додзе находится на главной улице Сан Диего, поэтому музыка еще и помогает приглушить городской шум.
За последние двадцать лет я имел удовольствие заниматься под руководством нескольких личных учеников О Сэнсэя - у вас, у Секия Сэнсэя, Тамура Сэнсэя, Канай Сэнсэя... и вы все так непохожи друг на друга...
Да... Я думаю это потому, что Айкидо гораздо шире чем другие Боевые Искусства. Айкидо позволяет всем заниматься вместе. И то, что происходит непосредственно на татами только часть этого искусства.
А может быть, что каждый из вас по отдельности отражает какую-то грань Айкидо О Сэнсэя?
Да, я думаю так оно и есть.
Некоторые люди говорят, что О Сэнсэй был очень мягким и добрым человеком, однако другие прежде всего вспоминают его суровость и прямоту. А как было на самом деле?
Я думаю, что для него было естественно относиться очень мягко и мирно к обычными ученикам, но со своими учи-деши он был резок и временами очень суров.
Почему вы в Айкидо придаете большое внимание работе с оружием?
Айкидо
основано на традиционном японском фехтовании на мечах. Поэтому айкидока
двигается как фехтовальщик, но только без меча. Кроме того, оружие очень
важно для замены агрессивных форм практики,
таких как рандори в Дзюдо и дзю кумите (свободный спарринг) в Карате. Оно
помогает развить Воинский Дух и многие другие аспекты, такие как временное
чувство, чувство дистанции, баланс и т.д. Также мы можем уловить прямую
связь с базовой техникой через субури, вывод киай, работу бедер и т.д.
Если вы не против, я бы хотел задать вопрос по истории Айкидо: основатель Дзюдо, Др. Дзигоро Кано, однажды пригласил О Сэнсэя преподавать в Кодокане, принял ли он приглашение?
В то время
Кано Сэнсэй пытался консолидировать традиционные японские Воинские Искусства,
чтобы их было легче сохранить. Поэтому он попросил О Сэнсэя преподавать
в Кодокане. Но О Сэнсэй отказался: он считал, что Айкидо и Дзюдо настолько
отличны друг от друга, что не должны преподаваться вместе. Тогда Др. Кано
послал троих своих старших учеников учиться у О Сэнсэя - Мастера Мочизуки,
Мастера Мурашиге и еще одного, имени которого я не помню. Они занимались
у О Сэнсэя, но периодически возвращались в Кодокан, чтобы встретиться с
Др. Кано.
Может быть третьим мастером был Томики Сэнсэй?Нет.
Томики Сэнсэй пришел позже. Он объединил Айкидо и Дзюдо: на средней дистанции он использовал Айкидо, а в близкой маай - Дзюдо. Я не совсем согласен с такой идеей, но Томики Сэнсэй был очень хороший мастер ... и настоящий джентльмен.
Я где-то читал, что в Японии до сих пор живет двоюродный брат О Сэнсэя, тоже мастер Будо!
Да, это Мастер Хоген Иноуэ (Hogen Inoue). Его внешнее сходство с О Сэнсэем просто поразительно. Он, конечно, сейчас в очень преклонном возрасте, но в свое время его Айкидо уступало только О Сэнсэю. Сейчас он называет свою форму Будо "Тайуа Шиндо" (Taiwa Shindo).
Были ли еще случаи, когда вам приходилось использовать свои боевые навыки вне Додзе?
Ну... однажды
в Японии на меня напал вооруженный ножом бандит. Он хотел ударить меня в
живот, но я сблокировал гэдан барай, а затем сломал ему руку, применив ката
катамаэ. Кроме того, я однажды был в Париже с Норо Сэнсэем, и мы вдвоем
пошли в ночной клуб. Я взял себе выпить и сидел в одном зале, а Норо Сэнсэй
был в другом зале и, кажется, играл в карты, или что-то в это роде. Внезапно
из зала, где был Норо раздался ужасный шум, и я пошел посмотреть что там
происходит. Оказалось, что началась драка. На полу лежал пожилой
джентльмен, а какой-то молодой человек бил его ногами. Это было ужасно -
на полу было много крови. Я думаю, он бы убил старика, поэтому Норо Сэнсэй
сказал мне "Ну-ка, Чиба, разберись с ним". Сам он не хотел вмешиваться
(Смеется). Я схватил этого человека, остановил его атаку и спросил, что
по его мнению он делает. Он ответил мне на французском, так что мы друг
друга не поняли, и я вытащил его из комнаты... как вдруг что-то случилось.
Мое тело отреагировало само собой, и я бросил его приемом о сото гари из
Дзюдо (см. рисунок). Он очень сильно ударился о пол, и я услышал звон железа.
Только тогда я понял, что он вытащил нож. У меня было сильное чувство постоянной
готовности, и я отреагировал на такую ситуацию подсознательно. Этот парень
был гангстером из Пигаля, и поэтому никто его не остановил. Очевидно он
был хорошо известен... но не мне! Да, мне было и без разницы кто он такой.
Что нибудь еще, Сэнсэй?
Когда я вернулся в Японию из Англии в 1978 году, какой-то человек бросил нам вызов. Но Хомбу Додзе отказало, несмотря на его настойчивость.
Он был Каратека?
Дело в том, что никто не знал чем он занимался. Но, как я сказал, он был очень упорен и каждые несколько недель возвращался и снова бросал нам вызов. Каждый раз я должен был объяснять ему, что мы его не можем принять. Я думаю, что у этого человека было не все в порядке с головой. Короче говоря, он мне так надоел, что я лично принял его вызов. Мы договорились встретиться. Я настоял на том, чтобы в случае серьезных последствий никто не обращался в суд, и мы обменялись письменными обязательствами об этом. Я сказал ему, что как преподаватель Воинского Искусства я готов биться до смерти. Мы встретились, и я напал первым, двинувшись прямо на него и нанеся ему первый удар. Он отлетел и ударился о стену, и, когда я приблизился, он прыгнул на меня как тигр. Затем я покончил с ним с помощью Нике (второй контроль). К тому времени он уже получил достаточно. Было много крови, и он лежал на полу, крича. После этого он уже не бросал нам вызовов - похоже, что он не ожидал, что Айкидист начнет атаку первым.
В заключение нашего разговора я бы хотел спросить ваше мнение о двух вещах: атеми (иммобилизующие удары) и соревнования в Айкидо.
Я думаю, что атеми очень важны в Айкидо. Обычно атеми не обучают на занятиях... но, конечно, сам я в них тренируюсь. В Айкидо нет соревнований, потому что это исключило бы многих людей из тренировок. А цель Айкидо - позволить самым различным людям заниматься вместе - мужчинам и женщинам, молодым и старым, слабым и сильным, чтобы через совместную практику развить свои потенциальные возможности.
Какое качество, по вашему мнению, самое важное в хорошем Айкидоке?
Искренность.