Придерживаться основ и быть свободным, как сама природа.
Газета Айкидо Саку Додзё «Cosmos», №9, 1997г.
Айкидо начало развиваться в Японии около 50 лет назад, а за прошедшие 35 лет оно распространилось по всему миру. Сегодня оно пользуется поразительной популярностью. Хомбу Додзё уже наделило соответствующими полномочиями организации айкидо в более чем 70 странах; айкидо приобретает популярность и в других странах, хотя пока неофициально. И поскольку айкидо продолжает распространяться и число людей со стажем более 20-30 лет все растет, я иногда задумываюсь о том, к какому типу тренировки мы должны стремиться.
Я думаю, мы занимаемся айкидо, чтобы достичь динамического движения и свободы, заключенной в таком движении. Однако на практике я замечаю, что люди, занимающиеся дольше, обычно менее гибки и очень стереотипны в своем движении. Как должен человек воспринимать свои занятия? Какое значение можно найти в постоянном повторении одних и тех же приемов?
Мне вспоминается рассказ о Пабло Касалесе, великом виолончелисте, который выступал и проповедовал мир во время мировых войн. В возрасте 13 лет он отыскал сюиты Баха для виолончели, которые в то время никого не интересовали, и стал играть эти сюиты каждый день. Сюиты Баха состоят из шести частей, так что он играл одну часть в день, а значит, каждую часть, по крайней мере, раз в неделю. Он продолжал эти занятия до самой смерти в возрасте 96 лет. Он говорил, что это что-то вроде ежедневной молитвы. Я полагаю, он сперва очищал свое сознание, играя одну из сюит Баха, и таким образом подготавливал себя для своих великолепных выступлений. Я думаю, что творчество такого гения, как Касалес, есть результат «раскрепощения сознания и тела», которого он достигал с помощью ревностных занятий основами техники. Невзирая на все различия между музыкой и айкидо, эта история вдохновила меня и дала мне нечто такое, что оказалось очень важным для меня на протяжении всей моей жизни, посвященной занятиям айкидо.
Морихэй Уэсиба, Основатель айкидо, уже в преклонные годы иногда появлялся в Хомбу Додзё и спрашивал сихана, руководившего занятиями в этот момент: «Чему ты сейчас учишь?» Сихан отвечал, например, что он показывает сихонагэ, на что Основатель спрашивал: «Что такое сихонагэ?» На своих тренировках Основатель показывал приемы свободно, часто он выполнял один и тот же прием множеством различных способов, говоря при этом: «Сейчас сделайте вот так» или «А на этот раз – вот так». Он говорил, что айкидо есть путь каннагара*. Я понимаю путь каннагара как бытие и действие естественным образом. Мне кажется, что Основатель всегда вел себя естественно, когда отражал атаку противника и проводил тот или иной прием. Только раскрепощение сознания и тела даст вам возможность полностью использовать свое тело и не зависеть от сознательных схем, диктующих строго определенный способ исполнения приема.
Придерживаться основ, сохранять творческий подход и вести себя естественно – в этом заключается раскрепощение сознания и тела, которого достигли и Касалес, и Морихэй. Пойдем ли мы их путем?
* Каннагара-но-мити – «вселенский поток божественного сознания» (из лекций Основателя; цит. по книге М.Саотомэ «Принципы айкидо»).