Предисловие. |
Введение |
Книга земли. |
Книга воды. |
Книга ветра |
Книга Огня |
Книга пустоты |
Комментарии |
ГО-РИН-НО-СЁМиямото Мусаси. |
В стратегии
вы должны знать Пути других школ. Поэтому в этой книге. Книге Ветра,
я описал другие традиции стратегий. Без знания о Путях других школ трудно
понять суть стратегии моей школы Ити. Глядя на эти Пути, мы обнаруживаем,
что одни школы специализируются на техниках развития силы, используя
очень длинные мечи, тогда как другие идут по Пути короткого меча, который
называют также кодати. В одних школах преподают
мастерское владение фехтовальными техниками, тогда как в других практикующих
учат, что владение мечом «поверхностно», тогда как «глубинным» является
лишь Путь.
В этой книге я. ясно показываю, что ни одна из этих школ не постигла подлинный Путь. Я выявляю все их пороки и добродетели, сильные и слабые стороны. Моя школа Ити отлична от них. Другие школы видят цель своей практики в зарабатывании себе на жизнь. Их мастера выращивают цветы и изготавливают декоративные изделия для продажи. Очевидно, они не имеют ничего общего с Путем стратегии. Стратеги этих школ заботятся лишь об улучшении техники фехтования и на занятиях все свое внимание уделяют положению тела и развитию навыков обращения с длинным мечом. Но разве одного только мастерства достаточно, чтобы победить? Воистину, такое отношение нельзя назвать пониманием Пути.
В этой книге
я один за другим излагаю недостатки других школ стратегии. Чтобы оценить
преимущества моей школы Нито Ити, вы должны глубоко изучить этот материал.
Использование очень длинного меча Некоторые школы питают слабость к
очень длинным мечам. Владея моей стратегией, представителей этих школ
побеждать нетрудно. Они не понимают важности одержания победы любой
ценой. Они отдают преимущество очень длинному мечу, потому что верят
в его достоинство и полагают, что одной уже длины меча достаточно, чтобы
победить врага.
Говорят: «Лишний
вершок дает руке преимущество», но это невежественные слова тех, кто
не постиг подлинного Пути. Эти слова выражают приземленную стратегию
слабого духа, которая утверждает, что мастерство человека определяется
длиной его меча, а не преимуществами подлинной стратегии. Полагаю, что
приверженность этой школы к длинным мечам объясняется какими-то аспектами
ее учения. Обратившись к реальной жизни, мы увидим, что такого рода
приверженность не имеет под собой оснований. Ведь если у вас нет длинного
меча, а есть только короткий, это еще не значит, что вы потерпите поражение?
Тому, кто вооружен очень длинным мечом, трудно совладать с противником
в тесном помещении, потому что физические ограничения помещения не позволяют
ему свободно обращаться со своим оружием. Лезвие очень длинного меча
широкое, сам он тяжелый, и поэтому такой воин оказывается в невыгодном
положении по сравнению с тем, кто вооружен коротким мечом-спутником.
В древности говорили: «Великое и малое идут вместе». Не стоит полностью
отрицать достоинства очень длинного меча. Поэтому я выступаю не против
очень длинного
меча как такового, а против приверженности к нему как к единственному
оружию. Рассматривая крупномасштабную стратегию, мы можем представить
себе большие силы неприятеля как длинный меч, а малые — как короткий.
Разве не могут несколько человек одержать верх над многими людьми? Часто
меньшинство побеждает большинство.
Ваша стратегия
ничего не стоит, если, получив вызов на поединок в ограниченном пространстве,
вы возлагаете надежды на свой длинный меч. Длинный меч вам не поможет
также в том случае, когда в доме, в котором вас вызвали на поединок,
в вашем распоряжении оказался лишь меч-спутник. Помните, что не всегда
побеждает
тот, кто вооружен лучше. В моем учении нет места предвзятым, ограниченным
мнениям. Вы должны глубоко
осознать это.
Не следует говорить
о сильных или слабых длинных мечах. Если вы позволяете сильному духу
овладеть вашим длинным мечом, ваши удары будут грубыми, и победить вам
будет трудно. Если вы озабочены силой своего меча, вы будете рубить
слишком сильно или не сможете рубить вообще. Плохо также рубить слишком
сильно, когда вы испытываете меч. Всякий раз, когда вы скрещиваете мечи
с противником, вы не должны думать о
том, наносите ли вы удар сильно или слабо. Вы должны стремиться лишь
к тому, чтобы победить его. Ваша цель — сразить противника.
Поэтому не пытайтесь рубить слишком сильно, но и не делайте это слишком слабо. Вы должны заботиться не о силе удара, а только о том, чтобы сразить врага. Если, отражая удар, вы полагаетесь только на силу, вы будете рубить слишком сильно и вам будет трудно возвращать меч в исходное положение для следующего удара. Таким образом, изречение: «Побеждает самая сильная рука» лишено смысл. В крупномасштабной стратегии, если в вашем распоряжении сильная армия, вы полагаетесь на ее силу, и при этом ваш противник также имеет сильную армию, сражение будет поистине жестоким. Это касается обеих сторон. Без понимания истинного принципа победить в битве невозможно.
Дух моей школы состоит в том, чтобы побеждать благодаря мудрости стратегии, не обращая внимания на пустяки. Тренируйтесь настойчиво.
Использование более короткого длинного меча не есть подлинный Путь к победе. В древности слова тати и катана означали, соответственно, длинный и короткий мечи. Люди великой силы могут легко орудовать даже длинным мечом, поэтому им и в голову не придет любить короткий меч. Они также могут воспользоваться длинным копьем или алебардой. Однако некоторые воины склонны использовать более короткие длинные мечи, чтобы подскакивать к врагу и сражать его в тот момент, когда он не защищен и лишь собирается пустить в ход свой длинный меч. Такой подход не оправдан.
Положиться на
то, что наступит момент, когда противник будет не защищен, означает
занять заведомо защитную позицию. Это нежелательно также в том случае,
когда противник находится рядом с вами. Более того, вы не сможете выжидать,
пока предоставится возможность поразить противника коротким мечом, если
противников
окажется больше одного. Некоторые полагают, что если они выступают против
врага с более коротким длинным мечом, они могут перемещаться быстрее
и наносить больше ударов. Но при этом они забывают, что в ходе поединка
им придется также отражать удары, и при этом они могут попасть в невыгодную
ситуацию. Такой подход несовместим с подлинным Путем стратегии.
Поэтому надежный Путь к победе состоит в том, чтобы преследовать противника, привести его в замешательство и вынудить отскочить в сторону, тогда как ваше тело при этом останется сильным и спокойным. Тот же принцип применим в крупномасштабной стратегии. Суть этой стратегии в том, чтобы нападать на большие группы вражеских воинов и быстро уничтожать их. Изучая стратегию, люди этого мира узнают, как нужно атаковать, избегать ударов и отступать. Они привыкают отступать в трудную минуту и поэтому их легко обратить в бегство. Но подлинный Путь стратегии прям и откровенен. На подлинном Пути вы никогда не отступаете. Вы преследуете врага и заставляете его подчиниться силе вашего духа.
Я знаю, что
в других школах развито множество методов использования длинного меча
с единственной целью — привлечь внимание потенциальных учеников. Эти
школы продают Путь и оскверняют дух стратегии.
Учителя других школ подчас говорят о том, что существует много способов
сразить человека. Но убийство как Путь недостойно человека. Смерть одинакова
для тех, кто знает о боевых искусствах, и тех, кто не знает. Умирают
в равной мере мужчины, женщины и дети, и поэтому не должно быть много
способов сразить
человека. Можно говорить о различных тактиках, таких как прокалывание
или рассечение, но дальше этого идти не следует. Нанесение решающего
удара врагу как подлинный Путь стратегии не нуждается в разнообразии.
Но все же, мы должны сказать, что в некоторых местах ваш длинный меч
может встретить препятствия вверху или по сторонам. Поэтому вы должны
будете держать меч так, чтобы им можно было воспользоваться. Существует
пять положений меча и пять подходов.
Все другие подходы,
кроме этих пяти, — выкручивание рук, изгибание тела, прыжки и так далее
— не относятся к подлинному Пути стратегии. Чтобы зарубить противника,
вам незачем делать необычные движения своим телом или выкручивать ему
руки. Это полностью бесполезно. Моя стратегия говорит, что следует держать
тело и дух прямыми, заставляя врага изгибаться и извиваться. Необходим
лишь воинственный дух, который одерживает победу, когда дух неприятеля
сломлен. Вы должны глубоко понять это.
Уделять особое
внимание положению длинного меча означает совершать ошибку. То, что
в мире называют положением, относится к мечу лишь тогда, когда поблизости
нет неприятеля. Так принято считать с глубокой древности, и поэтому
в науке побеждать не существует такого понятия, как современные традиции.
Вы должны
вынуждать противника занимать неудобные положения. Говорить о положениях
меча имеет смысл в тех случаях, когда вы не перемещаетесь. Другими словами,
вы можете занять определенное положение с мечом в строю и в других ситуациях,
когда вы желаете показать, что не сойдете с места, даже если на вас
обрушится целая вражеская армия. Однако на Пути поединка вы должны заботиться
о том, чтобы брать инициативу в свои руки и побеждать. Поэтому обращать
внимание на положение меча означает занимать выжидательную позицию.
Вы должны осознавать это.
В стратегии важно научиться изменять положение противника. Атакуйте в том месте, где его дух слаб, повергайте его в замешательство, досаждайте ему и вселяйте в него страх. Пользуйтесь неловкими движениями смущенного противника, и тогда победа будет за вами.
Я не люблю защитного термина «положение». Поэтому я на своем Пути иногда говорю о положении-без-положения. В крупномасштабной стратегии мы направляем войска в бой, принимая во внимание нашу силу, численность вражеской армии и другие обстоятельства. Это происходит перед сражением. Дух принципа «атака прежде всего» в корне отличен от духа защиты. Проводя атаку правильно, вкладывая в нее силу и отражая врага, вы словно возводите вокруг себя стены крепости. Атакуя противника, вы должны быть готовы вырывать колья из стен и использовать их в качестве копий и алебард. Вы должны испытать это на себе.
Одни школы утверждают,
что взгляд следует направлять на длинный меч противника, тогда как другие
советуют сосредоточить взгляд на его руках. Третьи предлагают смотреть
в лицо противнику, тогда как четвертые — на ноги и так далее. Если вы
фиксируете взгляд в каком-либо из этих мест, ваш дух будет скован, и
вы ни сможете совершать стратегически правильные действия. Я объясню
это более подробно. Игроки в мяч (52) не фиксируют свой взгляд на мяче,
но в то же время им удается продемонстрировать хорошую игру. Привыкая
к
какому-то одному искусству, вы не ограничены в использовании ваших глаз.
Виртуозы-музыканты имеют перед собой нотную запись, фехтовальщики, овладевшие
Путем, совершают движения мечом, но это не значит, что они приковывают
свои глаза к чему-то или совершают бесцельные движения. Это означает,
что они видят
обстановку целостно. На Пути стратегии после многих поединков вы сможете
легко оценивать скорость и
положение меча противника. Постигнув Путь, вы сможете определять силу
его духа. В стратегии фиксирование глаз на ком-то означает, что вы смотрите
в самое сердце этого человека.
В крупномасштабной
стратегии вы должны обращать внимание на силу человека. «Восприятие»
и «зрение» — это два метода видения. Восприятие состоит в видении духа
противника, наблюдении за полем боя и течением поединка с тем, чтобы
заметить изменения, которые могут дать преимущество. Это верный путь
к победе.
В поединке один на один вы не должны сосредоточивать взгляд на деталях. Как уже отмечалось, останавливая взгляд на деталях, вы упускаете из виду важные вещи, ваш дух приходит в замешательство, и вы потерпите поражение. Внимательно исследуйте этот принцип и прилежно тренируйтесь.
Существует много методов перемещения ног: «плывущая нога», «прыгающая нога», «пружинящая нога», «топающая нога», «воронья нога» и так далее. С точки зрения моей стратегии все эти методы неудовлетворительны.
Я не люблю «плывущей
ноги», потому что во время поединка ноги не должны плыть. Вы должны
уверенно ступать по Пути. Я не люблю «прыгающей ноги», потому что воин
не должен прыгать. Сколько бы вы ни
прыгали, реальной необходимости в этом нет. Поэтому прыжки неуместны.
«Пружинящая нога» приводит к неустойчивости духа. «Топающая нога» —
это выжидательный метод, которого я не люблю больше всего.
Кроме этого, есть великое многообразие методов ходьбы, такие как «воронья
нога» и другие.
Иногда вы встречаетесь с врагом на болоте, топкой местности, речных долинах, каменистом поле или узких дорогах, где вы не можете прыгать или перемещать ноги быстро.
В моей стратегии движения ногами одинаковы для всех случаев. В ходе поединка я всегда перемещаюсь так, как я обычно хожу по улице. Вы никогда не должны терять контроль над своими ногами. В соответствии с ритмом врага двигайтесь быстро или медленно, не слишком сильно приспосабливаясь к нему и не слишком слабо. В крупномасштабной стратегии перемещение ног также очень важно. Если вы атакуете быстро и бездумно, не зная духа врага, координация движений у вас будет нарушена, и вы не сможете победить. Или если вы продвигаетесь слишком медленно, вы не сможете воспользоваться замешательством противника чтобы закончить поединок быстро. Вы должны одержать победу, улучив момент неуверенности противника и не оставив ему времени, чтобы опомниться. Тренируйтесь настойчиво.
Быстрота движений
как таковая не относится к подлинному Пути стратегии. Быстрота подразумевает,
что ваши действия являются быстрыми или медленными по сравнению с обычным
течением событий. Каким бы ни был Путь, мастер стратегии не спешит.
Некоторые могут ходить очень быстро, покрывая в день расстояние в два
или в три раза большее чем обычный путник, но это не значит, что все
время с утра до вечера они бегут. Неопытные бегуны порой действительно
бегут в течение всего дня, но их результаты нельзя называть выдающимися.
На Пути танца опытные танцоры могут петь во время исполнения танцевальных
движений. Но когда начинающие танцоры пытаются делать то же самое, пение
поглощает их внимание, и их движения замедляются. «Мелодия старой сосны»
(53), которую исполняют на кожаном барабане, очень спокойна, но когда
начинающие музыканты берутся исполнять ее, игра на барабане поглощает
их внимание, и мелодия звучит еще медленнее. Опытные музыканты могут
исполнить быструю мелодию, но спешить при этом тоже не следует. Если
вы играете мелодию слишком быстро, вскоре вы выбьетесь из ритма. Конечно,
быть медлительным плохо. Подлинно опытные люди всегда рассудительны.
Они никогда не теряют ритма и не выглядят
озабоченными. Этот пример помогает понять принцип. Так называемая быстрота
— это поспешность, которая не имеет ничего общего с Путем стратегии.
В некоторых местах, например, на болоте, невозможно делать
быстрые движения телом или ногами. Если в этой ситуации вы к тому же
будете вооружены длинным мечом, вы не сможете быстро наносить удары.
Если вы попытаетесь рубить быстро, словно у вас в руках веер или короткий
меч, ваши удары не достигнут цели. Нельзя забывать об этом. В крупномасштабной
стратегии быстрый, одержимый дух также нежелателен. Вы должны спешить
не больше, чем в том случае, когда поправляете под собой подушку. Поступая
таким образом, вы никогда не опоздаете. Когда ваш противник спешит,
вы должны действовать наперекор ему и оставаться спокойными. Вы не должны
позволять противнику диктовать вам темп поединка. Чтобы взрастить в
себе этот дух, тренируйтесь настойчиво.
В стратегии
не существует «внутреннего» и «внешнего». В искусствах часто говорят
о внутреннем смысле, или тайной традиции, и видимости, или «вратах»,
(54) но в поединке не существует таких понятий как сражение на поверхностном
уровне и нанесение глубинного удара. Обучая, я прежде всего знакомлю
учеников с техникой и методами, доступными для их понимания. Постепенно,
по мере того как они совершенствуются, я перехожу к более фундаментальным
принципам, которые понять труднее. Но при этом я не говорю о «внутреннем»
или «внешнем», потому что в каждом случае глубина понимания определяется
личным опытом. Когда вы путешествуете в горах, порой вам кажется, что
вы уходите все дальше и дальше, тогда как на самом деле вы приближаетесь
к отправной точке. В других Путях есть более или менее важные принципы,
и порой бывает полезно обратить на них внимание начинающих. Но о стратегии
нельзя сказать, что в ней есть тайное и явное.
На моем Пути не нужно давать письменные обещания и свидетельства. Видя
способности ученика, я обучаю его истинному Пути, постепенно устраняя
дурное влияние других школ и воспитывая в нем дух воина. В основе преподавания
моей стратегии лежит дух доверия. Вы должны тренироваться настойчиво.
В девяти разделах Книги Ветра я попытался очертить стратегию других школ. Я мог бы продолжить и дать более детальное описание техники каждой школы, но я решил этого не делать. Я специально не называл других школ и не перечислял основные принципы их учений. Дело в том, что разные традиции одной и той же школы зачастую дают противоречивые интерпретации учения. Поскольку мнения последователей этих школ порой отличаются весьма существенно, я не могу выделить какое-то одно из них как наиболее характерное для данной школы. Итак, я показал общие тенденции Других школ по девяти пунктам. Глядя непредвзято, мы увидим, что последователи Других традиций, как правило, отдают предпочтение очень длинным или очень коротким мечам, уделяя внимание второстепенным деталям. Теперь вы понимаете, почему я не излагаю подробно учения этих школ.
В моей школе длинного меча Ити нет ни врат, ни тайных принципов. В пяти положениях меча нет никакого внутреннего смысла. Чтобы познать добродетель моей стратегии, вы должны следовать своему подлинному духу.
Второй год
Сёхо (1645), пятый месяц, двенадцатый день. Тэруо
Магонодзё Синмэн Мусаси