Во
время битвы при Бунго к господину Таканобу из вражеского лагеря
прибыл посланник и привез с собой сакэ и еду. Таканобу пожелал
отведать приношений, но приближенные остановили его, сказав:
- Дары из вражеского лагеря могут быть отравлены. Генерал
не должен прикасаться к ним.
- Даже если они отравлены, разве это имеет значение? Зовите
сюда посланника! - воскликнул Таканобу.
Он открыл бочку с сакэ прямо перед посланником, выпил три
больших чаши сам и дал одну посланнику. Затем Таканобу ответил
на его вопросы и отправил его обратно во вражеский лагерь.
Такаги
Акифуса выступил против клана Рюдзодзи, а затем попросил защиты
у Маэда Иё, который приютил его. Акифуса был воином безупречной
доблести и известным мастером меча. Ему прислуживали Ингадзаэмон
и Фудодзаэмон. Они были сами под стать Акифуса и не покидали
его ни днем, ни ночью.
Случилось так, что господин Таканобу послал Иэсада убить Акифуса.
И вот однажды, когда Акифуса сидел на веранде, а Ингадзаэмон
мыл ему ноги, Иэсада подскочил к Акифуса сзади и отрубил ему
голову. Не успела его голова упасть, Акифуса выхватил свой
короткий меч и повернулся, чтобы нанести ответный удар, но
при этом случайно отрубил голову Ингадзаэмону. Обе головы
вместе упали в таз для мытья ног. Затем голова Акифуса поднялась
среди собравшихся. Это произошло потому, что Акифуса владел
какими-то магическими знаниями.
Священник
Таннэн любил говорить в своих проповедях:
"Монах не может достичь совершенства на буддийском Пути,
если он не проявляет сострадание вовне и не развивает смелость
внутри. Воин не может быть слугой, если он не проявляет смелость
вовне и не таит в сердце столько сострадания, что оно готово
разорвать грудь. Поэтому монах должен учиться смелости у воина,
а воин - состраданию у монаха.
Я много лет странствовал и встречал много мудрых людей, но
никогда не находил средства достижения знания. Поэтому всякий
раз, когда я узнавал о смелом человеке, я отправлялся к нему,
с какими бы трудностями ни было сопряжено путешествие. Я ясно
понял, что предания о Пути Самурая помогают постигать буддизм.
Воин, к примеру, может с оружием в руках ворваться во вражеский
лагерь и сделать это оружие своей силой. Может ли монах с
четками в руках броситься под копья и мечи, вооружившись лишь
своим смирением и состраданием? Если у него нет смелости,
он не сдвинется с места. Это подтверждается еще и тем, что
священник, раздающий благовония на великой службе в честь
Будды, дрожит от страха. А все потому, что у него нет смелости.
Такие вещи, как возвращение человека с того света или спасение
из ада всех живых существ, возможны только тогда, когда есть
смелость. Но монахи наших дней заботятся лишь о том, чтобы
быть благочестивыми, и поэтому среди них нет тех, кто прошел
по Пути до конца. Более того, среди воинов есть тщедушные
люди, которые прикрываются буддизмом. Здесь есть о чем сожалеть.
Тот, кто учит буддизму молодых самураев, совершает великую
ошибку. Дело в том, что после этого они будут видеть вещи
двояко. Но человек, который не направляет свои усилия в одном
направлении, ничего не достигает. Буддизм под стать изучать
старикам, которые ушли в отставку. Но если воин может двадцать
четыре часа в день без устали нести на одном плече преданность
и чувство долга, а на другом - смелость и сострадание, он
будет самураем.
В своих утренних и вечерних молитвах и в течение дня он должен
повторять имя своего господина. Для него оно ничем не отличается
от имени Будды и от священных слов. Более того, таким образом
он будет в гармонии с божествами, которые покровительствуют
его семье. От этого зависит судьба человека. Сострадание напоминает
мать, которая питает свою судьбу. Прошлое и настоящее дает
нам много примеров бесславной смерти выдающихся воинов, которые
были смелыми, но не имели сострадания".
Однажды
в разговоре с господином Набэсима Наохиро слуга сказал:
- Здесь нет людей, на которых хозяин мог бы полностью положиться.
Хотя я ничтожный человек, я один готов отдать за вас свою
жизнь.
Говорят, что, услышав эти слова, господин Наохиро разгневался
и воскликнул:
- Среди наших слуг нет ни одного человека, который дорожил
бы своей жизнью! Все они слишком высокомерны! - И он eдарил
бы слугу, если бы присутствовавшие не уволокли его.
Однажды,
когда основатель семьи Тиба мастер Танэсада плыл по морю на
остров Сикоку, разыгралась буря, и корабль был поврежден.
Он не утонул только потому, что несколько существ "морское
ухо" собрались вместе и закрыли собой пробоину в днище.
С тех пор ни сам Тиба, ни его родственники и слуги никогда
не ели "морское ухо". Говорят, что когда один из
них невзначай съел "морское ухо", его тело покрылось
нарывами в форме "морского уха".
Во
время падения замка Арима, на двадцать восьмой день осады,
в окрестности внутренней цитадели на дамбе между полями сидел
Мицусэ Гэнбэй. Накано Сигэтоси, проходя мимо, спросил у него,
почему он сидит в этом месте. Мицусэ ответил:
- У меня болит живот, и я не могу идти дальше. Я послал свою
группу вперед, но она оказалась без предводителя. Пожалуйста,
прими на себя командование.
Поскольку об этом рассказал посторонний наблюдатель, Мицусэ
был признан трусом, и ему было велено совершить сэппуку.
В древности боль в животе называлась "зелье тщедушных",
потому что она приходила внезапно и лишала человека возможности
двигаться.
Во
времена смерти господина Набэсима Наохиро господин Мицусигэ
запретил слугам Наохиро совершать цуйфуку. Его посланец прибыл
в дом Наохиро и объявил об этом, но слуги Наохиро не могли
согласиться с этим. Среди них слово взял молодой Исимару Унэмэ,
позже названный Сэйдзаэмоном:
- Мне, самому молодому, говорить не подобает, но я думаю,
что слова господина Кацусигэ звучат мудро. Как самурай, воспитанный
хозяином с молодых лет, я был полностью готов совершить цуйфуку.
Но, услышав распоряжение господина Кацусигэ и ни на миг не
сомневаясь в его дальновидности, я, что бы ни делали другие,
отказываюсь от мысли о цуйфуку и перехожу в услужение наследнику
хозяина.
Услышав эти слова, другие последовали его примеру.
Однажды
господин Масайэ играл в сиги с господином Хидэёси, а другие
даймё наблюдали за ними. Когда игра подошла к концу, господин
Масайэ встал, но его ноги затекли, и он не мог ходить. Он
удалился из комнаты ползком, под общий смех собравшихся. Поскольку
господин Масайэ был высокого роста и тучный, передвигаться,
стоя на коленях, ему было трудно. После этого он решил, что
ему больше не стоит появляться в присутственных местах, и
начал слагать с себя обязанности.
Накано
Уэмонносукэ Тадааки был убит двенадцатого дня восьмого месяца
шестого года Эйроку во время сражения войск господина Гото
и господина Хирай близ Суко на острове Кабасима в провинции
Кисима. Когда Уэмонносукэ отправлялся на фронт, он обнял в
саду своего сына Сикибу, позже названного Дзинъэмоном, и хотя
тот был еще очень молод, сказал ему:
- Когда вырастешь, заслужи славу на Пути Самурая!
Когда сыновья Ямамото Дзинъэмона были детьми, он брал их на
руки и говорил:
- Растите и становитесь богатырями, чтобы служить своему хозяину.
- Потом он добавлял для присутствовавших: - Их уши должны
слышать об этом, хотя, по своей малости, они еще не могут
этого понять.
Когда
Сахэй Киёдзи, законный сын Огава Тосикиё, умер в молодости,
нашелся один молодой слуга, который поскакал в храм и совершил
сэппуку.
Когда
Таку Нагато-но-ками Ясуёри скончался, Кога Ятаэмон сказал,
что ничем не может отблагодарить хозяина за его доброту, и
совершил цуйфуку.
<<В БИБЛИОТЕКУ
|