Хагакурэ |
Ямамото Цунэтомо |
Из Книги Седьмой |
Нарутоми Хёго сказал:
"Победа заключается в победе над своими союзниками. Победа
над союзниками - это победа над собой. Победа же над собой - это
преодоление собственного тела. Во время Симабарского восстания Сюгё Этидзэн-но-ками Танэнао вступил в бой, одетый в хакама и хаори, поскольку его доспехи остались в лагере. Говорят, он погиб в бою в этой самой одежде. Во время нападения на
Симабарский замок Тадзаки Гэки был одет в белые доспехи. Господину
Кацусигэ это пришлось не по душе, и впоследствии, когда он видел
снег, он говорил: "Это напоминает Гэки в доспехах". Когда Набэсима Хидзэн-но-ками Таданао умер, его слуга Эдзоэ Кинбэй взял его останки и захоронил их на горе Коя. Затем, уединившись в хижине, он высек статую хозяина и статую самого себя в поклоне хозяину. Когда пришло время праздновать первую годовщину смерти Таданао, он вернулся домой и совершил цуйфуку. Впоследствии статуя была перевезена с горы Коя в храм Кодэндзи. В свое время у господина Мицусигэ был пеший солдат по имени Ойси Косукэ, который верно служил своему хозяину. Всякий раз, когда господин Мацусигэ приезжал в свою резиденцию в Эдо, Косукэ сторожил покои, в которых спал его хозяин. Если он чувствовал, что господину Мицусигэ может угрожать опасность, он расстилал свою циновку и проводил всю ночь в бдении подле него. В плохую погоду он одевал бамбуковую шляпу и плащ из промасленной бумаги и стоял на часах под проливным дождем. Говорят, что до последних дней своей жизни он преданно сторожил сон хозяина. Когда Ойси Косукэ был
утитонином господина, в ту часть дома, где жили женщины, проник
неизвестный. Оттуда доносились крики, вниз по леснице сбегали мужчины
и женщины всех сословий, и только Косукэ не было видно. Пока старшие
куртизанки искали его, Косукэ, достав меч из ножен, спокойно ждал
возле спальни господина. Он знал, что враги могут воспользоваться
переполохом в доме, и поэтому приготовился защитить своего хозяина.
В этом он отличался от остальных. Однажды, когда господин
Кацусигэ был на охоте в Нисимэ, он по какой-то причине рассердился.
Он схватил свой меч и, не вынимая его из ножен, начал бить им Соэдзима
Дзэннодзё, но сделал неловкое движение и меч упал в глубокий овраг.
Дзэннодзё тут же бросился вслед за мечом. Он скатился в овраг и
подобрал его. Затем он засунул его себе за отворот, выполз назад
и, не приводя себя в порядок, сразу же предложил меч хозяину. По
готовности и скорости исполнения этот поступок можно назвать проявлением
несравненной находчивости.Однажды,
когда мастер Сано Укё пересекал реку Такао, оказалось, что мост
ремонтируют. При этом нужно было вырвать из земли одну сваю, но
она никак не поддавалась. Мастер Укё спрыгнул с лошади, крепко ухватил
сваю, издал крик и начал тянуть ее вверх. Раздался громкий звук,
и он вытянул свою на высоту своего роста. Дальше она не вынималась
и, когда он ее отпустил, она снова ушла на всю глубину. По возращении
домой мастер Укё заболел и вскоре скончался. Когда Ямамото Китидзаэмону
исполнилось пять лет, его отец Дзинъэмон приказал ему зарубить собаку,
а в возрасте пятнадцати лет ему велели казнить преступника. Среди пажей в свите господина
Мицусигэ был слуга по имени Томода Сёдзаэмон. Он был распущенным
парнем и поэтому, влюбившись в главного актера по имени Тамон, Сёдзаэмон
изменил свое имя и призвание и стал актером. Позабыв о своем долге
самурая, он увлекся такой жизнью и промотал все, что у него было,
включая одежду и доспехи. Когда у него больше не было на что жить,
он украл меч Маватари Рокубэя и велел копьеносцу отнести его в ломбард. Нода Кидзаэмон говорил о роли кайсяку: "Иногда приговоренный человек, прибыв на место смерти, теряет самообладание и едва стоит на ногах. Поэтому, когда приходит время действовать кайсяку, может случиться что-то неладное, и он опозорит себя и приговоренного человека. В таком случае следует немного подождать и собраться с силами, а затем принять устойчивое положение и рубить решительно. Тогда кайсяку справится со своей обязанностью". Во времена господина
Кацусигэ были слуги, которые, будь они из низкого или высокого сословия,
приступали к выполнению своих обязанностей еще в молодости. Когда
Сиба Кидзаэмон служил у него, однажды хозяин остриг себе ногти и
передал их слуге со словами: Савабэ Хэйдзаэмон получил
приказ совершить сэппуку в одиннадцатый день одиннадцатого месяца
второго года Тэнна. Когда он узнал об этом вечером десятого дня,
он обратился к Ямамото Гоннодзё (Цунэтомо) с просьбой быть его кайсяку.
Вот копия ответа Ямамото 18: Однажды, когда Танака Яхэй был по Делам в Эдо, один из его слуг поступил Дерзко, и поэтому Яхэй сильно выругал его. Поздно вечером в этот день Яхэй услышал, как кто-то поднимается вверх по лестнице. Ему это показалось подозрительным, и он бесшумно встал. Стоя с коротким мечом в Руке, он спросил, кто там, но тут же он Увидел, что к нему крадется слуга, которого он выругал раньше в этот день. В руках у слуги тоже был короткий меч. Яхэй выскочил ему навстречу и одним ударом зарубил его. я слышал, как многие потом говорили, что Яхэю повезло. Один мастер по имени
Токухиса отличался от других людей тем, что от рождения выглядел
немного слабоумным. Однажды он созвал гостей и велел подать на стол
салат из ильной рыбы. Впоследствии все долго вспоминали этот "салат
из ильной рыбы мастера Токухиса". Позже, когда Токухиса был
на службе, один человек решил посмеяться над ним и напомнил ему
об этом. Токухиса выхватил меч и зарубил его. После расследования
господину Наосигэ сказали: Говорят, что каждый раз, когда обсуждение дел на заседании группы Оки Хёбу заканчивалось, он говорил: "Молодые люди должны настойчиво трудиться и воспитывать в себе смелость. Этого можно достичь, если стремиться к смелости всей душой. Когда твой меч сломан, ты одолеешь противника голыми руками. Если твои руки будут отрублены, ты прижмешь его к земле плечами. Если твои плечи тоже отрублены, ты зубами прогрызешь шею десяти или пятнадцати врагам. Вот что такое смелость". Сида Китиносукэ сказал: В двенадцатом разделе
пятой главы "Рёанкё" есть следующая история: Господин Кацусигэ говорил: "Боится ли смерти человек из Хидзэна или нет, не столь уж важно. Меня больше беспокоит то, что в наше время люди склонны пренебрегать придворным этикетом и правилами хорошего тона. Меня беспокоит то, что все представители клана, даже родственники и старейшины, являются прилежными слугами, но считают, что значение правил поведения сильно преувеличено. Раньше были люди, которые знали ограничения правил поведения, но они умели достойно вести себя в каждом конкретном случае и поэтому легко находили выход в любой ситуации. Я говорю об этом потому, что сейчас таких людей почти не осталось". В течение периода Гэнроку
жил самурай по имени Судзуки Рокубэй. Он был выходцем из низшего
сословия и родом из провинции Исэ. Однажды он сильно заболел лихорадкой,
и в уме у него помутилось. В это время одного из слуг одолела жадность,
и он решил украсть деньги, которые хранились в коробочке для чернил.
Но не успел слуга открыть коробочку, как больной повернулся к нему,
выхватил меч из-под подушки и сразил человека одним ударом. После
этого больной упал на постель и умер. Этот поступок Рокубэя свидетельствует
о его великой решимости. |